Что это

Внутренняя перелинковка — это процесс соединения страниц одного сайта с помощью гиперссылок. Ссылки помогают пользователям перемещаться по сайту, улучшают навигацию и связь между страницами.

В процессе перелинковки используются несколько тематических терминов:

  • донор — ссылающийся документ
  • акцептор — документ, на который ссылаются
  • анкор — текст ссылки

С этим разобрались, поехали дальше.

Зачем это нужно

Улучшение индексации — наличие дополнительных ссылок на страницу дает ботам поисковых систем чаще обходить ее. Таким образом вы улучшаете как первичное индексирование новых страниц, так и обновление контента существующих.

Распределение ссылочного веса — каждая страница вашего сайта имеет собственный статический вес, плюс передаваемый ей вес внешних ссылок с других сайтов. Внутренняя перелинковка помогает увеличить вес тех или иных страниц даже в рамках одного сайта, не прибегая к линкбилдингу.

Улучшение поведенческих факторов — поисковые системы придают важное значение поведению пользователя после перехода на ваш сайт. Если он нашел ответы на свои вопросы и прекратил поисковую сессию по данному вопросу — считается что он нашел ответ на последнем открытом сайте. Если вы даете полную информацию и ссылки на ее новые источники — повышается шанс что посетитель останется на вашем ресурсе, что положительно оценят поисковые системы. 

Улучшение удержания посетителей — кроме технического влияния на оценку поисковых систем, удержание пользователя положительно скажется на бизнес-показателях сайта. Рекламные сайты получат больше показов, сайты магазинов или услуг — большую вероятность конверсии и так далее.

Ценность контента — недаром популярны различные подборки или просто экспертный контент и источниками. Если вы полноценно раскрываете тему, посетители могут возвращаться на сайт повторно.

Основные принципы

Разберем основные моменты, которые нужно делать или учитывать для качественной внутренней перелинковки.

Сквозные ссылки

Начните с определения приоритетных разделов сайта. Это могут быть основные категории товаров, важные статьи, маржинальные товары или лендинги.

Для большинства этих адресов нужно сделать сквозную перелинковку — упоминания в меню шапки сайта, сайдбаре, футере. Таким образом они будут получать наибольший ссылочный вес практически со всего сайта.

Но не стоит перебарщивать с количеством таких сквозных ссылок — используйте реально важные. Чем больше менее важных ссылок организуете таким образом, тем меньше веса/внимания будут получать самые важные.

Анкорный текст

Анкорный текст — это тематический текст, на который можно нажать в гиперссылке, расположенный между тегами <a></a>.

Используйте разнообразные анкоры, точно отражающие содержание страницы, на которую ведет ссылка. Это поможет поисковым системам понять тему и контекст связанной страницы и повысит эффективность SEO.

Желательно использовать синонимы и разные слова из ключевых запросов, а также безанкорные ссылки, типа «ссылка», «тут», «в статье» или в виде URL адреса (но последнее скорее применяется для внешних ссылок, в рамках одного сайта не обязательно).

Разнообразные форматы

Кроме простого вписывания ссылок в текст можно использовать элементы интерфейса: категории, теги, фильтры, подборки. Этот процесс можно частично автоматизировать или упростить за счет использования возможностей CMS сайта.

Проставляйте ссылки с разделов более высокого уровня на подстраницы и наоборот, связывайте соседние разделы, чтобы распределить ссылочную массу и провести пользователей по разным уровням сайта.

Мониторинг и обновление

Наличие большого количества внутренних ссылок на сайте со временем чревато появлением лишних редиректов и битых ссылок, что негативно сказывается на индексации сайта. 

Регулярно проверяйте сайт на наличие неработающих или устаревших внутренних ссылок. Используйте такие инструменты, как Google Search Console, Яндекс Вебмастер или сторонние программы проверки ссылок, чтобы выявить и исправить все неработающие линки.

Поиск релевантных страниц

Для максимально эффективной перелинковки страница донор (которая ссылается) должна быть релевантна акцептору (на которую ссылается). Поскольку мы линкуем страницы одного сайта — можем использовать фишку с операторами поисковых запросов, чтобы найти наиболее релевантные станицы.

Берем несколько частотных запросов кластера страницы из семантического ядра. Если ядра как такового нет — включаем голову и прикидываем, по какому запросу должны искать этот документ в поиске.

Например, мы хотим сделать внутреннюю перелинковку категории в интернет-магазине. Скорее всего, нужно будет добавить ссылки в несколько других категорий, статьей и новостей.

В поисковой выдаче документы выводятся в порядке убывания релевантности поисковому запросу, что нам и нужно — остается только получить их по конкретному сайту, с которым ведется работа.

Для этого используем оператор поиска по сайту — в Яндексе, например, введите запрос типа "категория site:site.ru".

Пример поиска релевантных страниц для внутренней перелинковки в Яндекс

Заодно можно проверить наличие смысловых дублей и каннибализации — когда из-за различных ошибок более релевантной оказывается не целевая страница, а похожая на нее.

Собрав список из нескольких десятков адресов, просто пройдитесь по ним и проверьте наличие ссылки. Где нет — придумайте куда можно органично вписать, и собственно впишите.

Данные действия желательно проводить при создании новых страниц, чтобы они быстрее индексировались, а также для улучшения позиций близких к топу запросов — страница получит еще немного ссылочного веса и это может положительно сказаться.